Искусства Боевые... (статьи и факты)
Боевые искусства)
Сообщений 1 страница 4 из 4
Поделиться22009-08-29 22:32:20
Тэссэндзюцу: искусство боевого веера.
В Японии веера использовали представители самых различных общественных классов и для самых различных дел: в театральных постановках и танцах, поэзии и светской жизни, а также при веянии риса или пшеницы. Также веер использовался и в качестве смертельного боевого оружия, причём таковое использование веера существовало только в Японии и ни в какой более стране мира.
Складной веер многие учёные считают истинно японским изобретением, несмотря на неясность и неточность сведений о его происхождении.Это связано с тем, что в хрониках китайской династии Сун есть сведения о «японских веерах», причём речь идёт именно о таком типе веера, как оги. Это может послужить доказательством, что древние китайцы не имели к складным веерам никакого отношения, несмотря на то, что поздние конфуцианцы, преклоняясь перед китайской культурой, приписывали оги именно китайское происхождение.
Веера складного типа стали особенно популярны при дворе и являлись личными знаками отличия, сообщая о ранге и занимаемом положении своего владельца. Также оги использовались и в придворных церемониях. Впоследствии этот тип веера был усовершенствован под нужды военного сословия, пришедшего к власти, в частности деревянные спицы были заменены на железные, а рёбра веера укрепили лакировкой. Также к этому времени буси уже знали и использовали боевые веера, имевшие по всей видимости всё ту же округлую форму и бывшие крайне жёсткими. Первоначально гумбай (так назывались эти веера) имели при себе все командиры отрядов, но с началом периода Токугава он превратился в особую прерогативу главнокомандующих., причём такие боевые веера стали весьма утончёнными и украшались разноцветными шнурами, обозначающими ранг или клановую принадлежность владельца. Рисунками для таких вееров были созвездие Большой Медведицы, драконы, символы инь и ян, ураганы и другие, но в итоге доминирующим мотивом стала эмблема клана или семьи.
С помощью гумбай (т.е. определённого рода жестикуляции с использованием веера) военачальники отдавали приказы, также веера использовались для вызова на поединок, а в настоящее время гумбай можно встретить в руках судьи на поединках сумотори.
Однако с позиции смертоносности куда больший интерес представляет такие веера, как гунсэн и тэцусэн (тэссэн). Гунсэн носили буси в доспехах, а тэссэн носился с повседневной одеждой. Оба этих веера были удобным оружием как атаки, так и защиты и обычно имели восемь или десять спиц. Во многих рю по стране проводилось обучение технике боя с таким веером – тэссэндзюцу, приемы которого как правило большей частью повторяли программу тренировок на мечах.
В литературе, посвящённой боевым искусствам, нередко описываются случаи побед, одержанных при помощи только одного лишь веера. Очень часто опытные фехтовальщики, уверенные в своих силах, использовали боевой веер, не утруждая себя фехтованием мечом. Легендарный фехтовальщик XVI века Ганрю, по преданию, вышел победителем и без единой царапины из боя с несколькими противниками и использовал при этом именно боевой веер.
Умение использовать такой веер в качестве оружия приобрело популярность и у представителей других общественных классов, которым было запрещено носить меч в силу «низкого происхождения». Тэссэном можно было фехтовать, отражать им летящие дротики и ножи или же координировать действия подчинённых, а также использовать веер любыми другими способами.
В настоящее время искусство тэссэндзюцу ещё преподаётся в Японии, а гумбай используется наряду с другим специализированным оружием в тренировках айкидо или кэндо.
(По материалам издания «Тайны древних цивилизаций. Самураи» / Ратти О., Уэстбрук А.
Гумбай-утива могли быть выполнены из металла и иметь заточенную кромку, в этом случае обращение с ним напоминало технику работы с топориком. Тэссены условно можно разделить на два типа - тканевый веер на металлических спицах и цельнокованные металлические пластины, собранные в веер. С тессенами первого типа работа идет в технике тан-дзё (короткой палки) плюс некоторые особенности именно веера. Пластины тэссенов второго типа часто имели сквозной пробитый рисунок (для облегчения веса) и заточенную кромку, в этом случае техника работы с ними помимо отражения дротиков и дезориентации противника включала технику работы с тан-дзё и с ручными топориками.
Поделиться32009-09-12 20:35:12
Кэндо (яп. 剣道, кэндо:, «путь меча») — современное фехтовальное искусство, ведущее свою историю от традиционных самурайских техник владения мечом, кэндзюцу (яп. 剣術). Ставит целью формирования полноценной личности и твёрдого характера, закаляя волю и тело фехтовальщика. В современной Японии рассматривается как один из видов спорта. Существует движение за включение кэндо в программу Олимпийских игр.
Название «кэндо» была создано Обществом боевых добродетелей Большой Японии (大日本武徳会), которое появилось в 1895 году с целью возродить самурайские традиции и укреплять «японский дух» среди японской молодёжи. Основным методом действия Общества стали уроки фехтования на занятиях физкультурой в школах. Старое название «кэндзюцу», которая означала «техника меча», заменил более широкий и глубокий термин «кэндо» — «путь меча».
Происхождение кэндо тесно связано с историей боевых искусств в Японии. В период Камакура (1185—1233) фехтование, вместе со стрельбой из лука и владением копьём, было неотъемлемой частью подготовки воина-самурая. Однако в течение четверых столетий меч не использовался как главное оружие, а имел вспомогательную функцию. Сферой его применения были самооборона в случае отсутствия другого оружия, отрезание глав противника и ритуальное самоубийство сеппуку. Лишь с наступлением мирной эпохи Эдо (1603—1868), когда самураям официально позволили носить из оружия только мечи, фехтование на них завоевало широкую популярность среди военного слоя.
В начале 17 столетия появились десятки школ, которые предлагали потенциальным ученикам ключи к познанию тайн техники владения мечом. Эти школы находились под сильным влиянием буддийской секты Дзен. Известнейшими среди них были Итто- Рю, Муто- Рю и Муненмусо- Рю. Первая школа делала акцент на одном главном ударе, трактуя другие приемы как исходящие от него. Другая учила, «что меча извне не существует» и тренировала прежде всего волю фехтовальщика. Третья доказывала технику владения мечом к рефлексу, так что самурай фехтовал рефлексивно — «не раздумывая».
В течение многих столетий во время тренировок использовались деревянные мечи, которые наносили ученикам сильные ранения. Однако реформы наставника Наганума Кунисато (1688—1767), который ввел бамбуковые мечи синай, уменьшили количество травм. С конца 18 столетия фехтование мечом уже напоминало современное кэндо.
С реставрацией Мейдзи (1868) европейское огнестрельное оружие вытеснило самурайский меч из обихода. Однако его широкое применение солдатами в японо-китайской войне 1895 года возвратило оружию заслуженную славу. Созданное в 1895 году Общество боевых добродетелей Большой Японии популяризировало фехтование мечом среди молодёжи, а 1920 году изменило разные названия фехтовальных техник на «кэндо». Этот год полагает официальным годом рождения этого боевого искусства.
Популярность кэндо возрастала по мере усиления давки стран Запада на Японию. Упрощённое фехтование приобрело распространение среди школьников и воспитывало патриотически настроенную молодёжь. В 1929, 1934 и 1940 годах было проведено первые три соревнования по кэндо на кубок императора страны.
После поражения Японии во Второй мировой войне в 1945 году, оккупационная американская власть запретила преподавание в школах кэндо, как вредной воспитательной практики, которая содействует распространению японского национализма. В следующем году Общество боевых добродетелей Большой Японии было распущено, а преподаватели фехтовальщики уволены с работы.
С 1950 года давление американцев ослабло. Была сформирована Всеяпонская Федерация Спортивного Кэндо. Через два года запрет на кэндо была снят, и из названия Федерации выбросили слово «спортивный». В 1953 году занятия по фехтованию восстановили в школах.
После восстановления репутации кэндо, оно распространилось в Японии и даже стало популярным за границей. В 1970 году для координации иностранных фехтовальных клубов с японскими была образована Международная Федерация Кэндо. На 2003 год в неё входили кэндоистские организации и клубы из 44-х стран мира.
В кэндо вместо катаны используется тренировочный меч синай (яп. 竹刀), состоящий из четырёх бамбуковых полос, связанных вместе. Таким образом, риск для здоровья остается минимальным. Защитное снаряжение состоит из головного убора мэн (яп. 面, букв. «маска»), защиты для рук и предплечья котэ (яп. 小手), защиты для туловища до (яп. 胴, до:), и защиты для паха и бёдер тарэ (яп. 垂れ).
В современном кэндо атаки бывают двух типов: рубящие и колющие. Рубящие удары разрешается наносить по макушке противника, по левой или правой части его головы, по правому запястью в любой момент, по левому запястью, когда оно поднято (например, при замахивании мечом), по правой или левой части туловища (хотя в соревнованиях редко присуждают очки за удары по левой части). Колющие удары разрешено наносить только в горло. Тем не менее, так как неумелый колющий удар может повредить горло или шею противника, такие техники обычно не преподаются на начальном этапе обучения.
Также в кэндо есть ката, то есть исполнение формальных упражнений без защитного костюма. В ката участвуют два человека: ученик (сидати) и учитель (утидати). Учитель производит первый удар, ученик последний и закрепляет за собой тем самым победу.
Кэндо означает не только технику владения мечом по правилам Всеяпонской Федерации Кэндо. Произошел переход от искусства уничтожения врага на поле боя к искусству воспитания духа воина.
Кэндо стремится к воспитанию энергичного духа через правильное обучение и тренировку. К развитию человеческой природы через понимание принципов работы с мечом. Развивать в человеке любовь к своей стране и обществу, способствовать развитию культуры, укреплять взаимопонимание между людьми, странами и народами — таковы принципы, которые можно применить к искусству владения мечом.
Философия
В слове «меч» заложены главнейшие идеи кэндо. Первая идея заключается в том, что человек, вооружённый мечом, не имеет права на ошибку и не имеет возможности исправить её. Соответственно, как в поединке, так и повседневной жизни, ко всему следует относиться серьёзно. Вторая идея сводится к тому, что одинаковых ситуаций не бывает: к каждому противнику, бою, следует подходить с обновлённым духом и запалом. Поэтому слово «меч» в кэндо воспринимается прежде всего как орудие, которое тренирует дух человека.
Под «законами» понимаются три составных, которые необходимы для осуществления результативного удара. Это «закон меча», что состоит в правильном проведении удара, «закон тела», по которому удар должен быть нанесен в правильной осанке, и «закон сердца», что означает бодрость и энергичность духа при ударе.
«Путь» в кэндо — это дорога усовершенствования человека, «формирование» её как личности. Стать совершенным невозможно, поэтому именно процесс — «формирование» и усовершенствование, а не результат — «сформированность» и совершенство, есть одним из краеугольных положений философии этого боевого искусства.
Подход к тренировкам
Правильно и серьёзно изучать путь меча, воспитывать бодрый дух, закаляя душу и тело, и через особенности кэндо уважать вежливость, ценить честь, откровенно и постоянно работать над собой, и благодаря этому любить государство и общество и широко содействовать миру и процветанию человечества.
Взято с Википедии
Поделиться42010-12-09 01:28:59
Кама-дзюцу - искусство боя серпом «кама».
Серпы и косы крестьяне использовали как оружие во время бунтов во многих странах мира, но лишь в Японии сложилось особое боевое искусство, целиком посвященное серпу.
Форма лезвия, длина рукояти, их размеры и способ соединения варьировались от школы к школе. Чаще всего серп представлял собой слегка изогнутое, довольно широкое стальное лезвие, заточенное только с той стороны, которая обращена внутрь, длиной от 13,5 до 16,5 см. Его вбивали под небольшим углом в рукоять, длиной от 36 до 55 см, изготовленную из прочного красного дуба. На торец рукояти для усиления надевали железное кольцо.
Самым слабым местом «кама» является соединение лезвия с ручкой. Поэтому его дополнительно укрепляли, обматывая тонкой, прочной веревкой либо кожаным шнуром. Иногда в нижней части рукояти кама для защиты руки делалась своеобразная гарда, по виду напоминающая кастет с широким лезвием.
Боевой серп поистине страшное оружие. Одно слово — «коса смерти». Серпом можно легко отрубить руку или голову, подсекать, резать и колоть, захватывать и вспарывать, орудовать как дубинкой. По богатству техники серп мало чем уступает мечу или алебарде, а может быть, и превосходит их. Основными мишенями для атак серпом, производимых с неожиданных углов, являются кисти рук, локтевые и коленные сгибы, шея, лицо, спина, бока. Серпом удобно отводить удары любого вида холодного оружия. Его можно даже метать в цель на приличное расстояние.
В некоторых школах изучали технику боя и другим видом серпа, известным как «оо-гама» — «большой серп», или «нагацука-гама» — «серп на длинной рукояти». Скорее, это был даже не серп, а своеобразная коса с длиной рукояти до 120 см! Им можно было резать ноги людям и лошадям, обезглавливать всадников, отклонять уколы копий и удары мечей.
Серпы и косы, отличающиеся друг от друга длиной рукояти, размерами и степенью кривизны лезвия, способами его прикрепления к древку издавна использовали японские воины. Наиболее широкое распространение они получили на флоте, где их применяли в качестве багров для подтягивания вражеских лодок при абордаже и для обрубания морских водорослей, затруднявщих ход судов на мелководье.
Техника боя серпом канонизирована в школах Ямамото Мухэн-рю, Ягю Синган-рю, Иккан-рю, Иссин-рю, Касима Синка-гэ-рю, Кэнтоку-рю и некоторых других. В школе Гэндзи тэн-рю, помимо стандартного серпа, изучали также приемы с нагацука-гама и парными серпами.
Особой разновидностью кама был кусари-гама — серп с цепью. В этом случае к обычному серпу разновидности натагама крепилась цепь длиной от 1 до 3,6 м с грузиком на конце весом, от 55 до 110 граммов. Обычно цепь крепилась к ручке с той же стороны, что и лезвие. Другие варианты встречаются крайне« редко.
Такая конструкция еще больше повышает боевые возможности серпа. Обычно серп держат в одной руке, а цепь в другой. Углом между лезвием и рукояткой можно отклонять в сторону меч или копье врага, а гирьку бросать ему в голову, чтобы оглушить либо заставить раскрыться для решающей атаки серпом. Цепью стараются захлестнуть руки противника и его шею, придушит либо опрокинуть наземь, опутывают оружие. Зажав гирьку в руке, блокируют удары цепью и, обхватывая петлями руки или шею, противника проводят «связывание» или удушение. Длина цепи позволяет орудовать гирькой и серпом как бы раздельно, нанося удары грузиком словно обычным кистенем и прокладывая путь к телу противника для серпа. В Ягю Синган-рю используют такие приемы, когда раскрутку цепи применяют для того, что отвлечь внимание противника, а в цель внезапно бросают серп.
Искусство боя серпом с цепью с грузиком называется куса ригама-дзюцу. В силу своей высокой боевой эффективности оно получило широкое распространение и было канонизировано во многих школах. Особо следует отметить сохранившиеся до наших дней Араки-рю, Кираку-рю, Тодаха Буко-рю, Иссин-рю, Масаки-рю, Ямада син-рю, Сибукава-рю, Синто Мусо-рю.
Большой популярностью пользовались серпы у японских разведчиков и диверсантов ниндзя. Как правило, они использовали оружие небольшого размера, которое можно было легко спрятать под одеждой. Ниндзя применяли серпы не только как оружие, но и в качестве инструмента для перерезания веревок заграждений и ловушек; нитей, прикрепленных к сигнальным трещеткам; для прорезания проходов в зарослях кустарника и в густом лесу.
Автор: А. Горбылёв